Чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, называются интеллектуальными. Они появляются во время научной работы, учёбы, деятельности, связанной с творчеством.
Среди многообразия интеллектуальных чувств, можно выделить следующие:
- недоумение. Это чувство испытывается, когда возникает трудность в пояснении каких-либо фактов, подведение их под установленные связи и так далее. Недоумение сильно побуждает к продолжению познавания этого фактора.
- догадка. Это чувство возникает, когда какое-либо явление ещё не раскрылось в полной мере, но уже имеется основание предварительно рассуждать об её характере. Благодаря чувству догадки строятся гипотезы.
- ясность или смутность мысли. Такие чувства появляются, когда определённые суждения или понятия осмысливаются четко или нечётко. Если мысли, которые направленны на изучение какого-либо явления, запутаны, и обстоятельства данного явления не связываются друг с другом, то испытывается своеобразное беспокойство и неудовлетворенность. А если мысли свободны, упорядочены, логически последовательны, то испытывается чувство легкости мышления.
- удивление. Чувство возникает, когда появляется что-то новое, неизвестное, необычное. Например, событие, которое не предполагалось.
- сомнение. Это чувство появляется тогда, когда выдвинутые гипотезы или положения встречаются с фактами или теориями, которые им противоречат. Сомнение очень важное чувству, потому что оно толкает к разносторонним проверкам полученных фактов.
- уверенность. Это чувство возникает, когда в процессе мышления правильно установлены связи и отношения между фактами и убедительно доказаны логичными умозаключениями и подтверждены практикой.
Процессы познания и интеллектуальные чувства тесно связаны и обусловливаются друг другом. Определенный отпечаток интеллектуальные чувства накладывают и на интеллектуальные процессы, если они возникли из-за умственной деятельностью. Те люди, научная деятельность которых связана с чувствами глубоко интеллектуальными, заинтересованно относятся к объектам познания, к научным анализам полученных фактов, то они, достигнут огромного успеха в этой научной работе. И наоборот, люди, которые прохладно относятся к объектам познания, часто неверно расценивают значения этих фактов, как бы они ни старались в них разобраться.
|