Память

- Саморазвитие - Каталог статей - Чувства и эмоции
Главная » Статьи » Саморазвитие

Память

Память



памятьНе каждый знает, как правильно организовать свою память. Поэтому расскажем о некоторых конкретных приемах и методах. Пользоваться всеми трудно, да и не нужно. Отберите те, которые подходят вам. Но их не должно быть слишком мало. Если вы владеете всего двумя-тремя приемами, то, в конечном итоге, они прекратят служить вам. Выберите десяток, и время от времени чередуйте их.


Метод внешней компенсации.



1. Физическое воспроизведение обстановки.

Надо оказаться на том же месте, расставить в прежнем порядке вещи, предметы.… Иногда достаточно бывает развернуть кресло.



2. Мысленное воспроизведение обстановки.

Представьте ее мысленно. Вспомните музыку, фон, место, освещение.



3. Тонизирующий прием.

Если информация трудно запоминается, попробуйте повторять ее с различными интонациями. Громко и тихо, нараспев…. Это тонизирует память.



Метод сокращения.


1. Использование базовых понятий.

Любой текст строится на определенных понятиях. Если вычленить их и запомнить, то впоследствии по ним можно легко восстановить все содержание. Прием особенно хорош, если не нужно воспроизводить материал дословно. А достаточно лишь знать его смысл.

Рассмотрим мини-рассказ.

В веселом лесу, где жизнь била ключом, уничтожили с помощью ДДТ вредных мушек. Но вместе с ними погибли и многие другие насекомые. Оставшись без пищи, птицы улетели в другие края. Лес опустел.

Здесь можно выделить следующие базовые понятия: Лес, ДДТ, насекомые, птицы.


2. Литерный прием.

Надо выписать и запомнить начальные буквы слов. Чаще всего получается бессмыслица. Но иногда возникает звучное, запоминающееся сочетание букв. Студенты-медики, чтобы заучить последовательность расположения в подколенной ямке нерва, вены и артерии, запоминают слово «Нева». Овладеть этим приемом трудно. Но некоторые успешно им пользуются. Для многих он не работает даже после длительной тренировки.


3. Редактирование.

Сокращая все менее значимое, получаем лаконичный текст. Информации становится меньше, и ее легче запомнить.


4. Уплотнение материала.

В отличие от редактирования переписываем своими словами текст. Делаем его максимально компактным.


5. Блочный прием.

Разбиваем материал на блоки. Даем им короткие названия. Записываем на листке бумаги и заключаем в квадраты, кружочки или прямоугольники, выстраивая в порядке подчиненности. Получившуюся схему запоминаем. В пример можно привести блок-схему любого административного аппарата.



Метод цепи.


1. Смысловое «дерево».

Применяется этот прием, когда материал имеет множество элементов. Выделяется главная мысль, которая становится стволом. От него отходят основные ветви, которых должно быть максимум семь. Затем веточки. Можно все ветви расположить по степени важности.

Этот прием дает как минимум знание основной идеи. Если вы хорошо им овладеете, то сможете, мысленно путешествовать по смысловому «дереву». Вспомнить любую идею-веточку. Так строятся, например, планы лекций, выступлений и докладов.


2. «Город знаний».

Для «хранения» информации «строим» город. В нем много улиц, на каждой из них определенное число домов. В каждом доме определенное число квартир, где «прописаны» те или иные сведения. Вывески на улицах тоже могут нести нужную нам информацию. Вспоминая, мы путешествуем по этому городу.


3. Перебор ситуаций.

Предположим, вы встретили человека. Его лицо показалось вам знакомым. Кто он? Представьте, где вы его видели: в школе, в институте, на улице…. При переборе различных ситуаций вы, быть может, вспомните его.


Метод противоречия.


1. Парадоксальное выражение содержания.

К примеру, услышав такое изречение, как «кто знает химию, и только химию, не знает и химии», запоминаешь его надолго. Или другое: «Парадокс есть четырехугольный треугольник». Это высказывание запоминается лучше, чем длинное объяснение понятия «парадокс». Попробуйте и вы для лучшего запоминания придумать такие краткие и образные формулировки.


2. Запоминание через забывание.

Постарайтесь мысленно представить, к примеру, медведей. А теперь вам говорят: не думайте об этих медведях! Выбросите их из головы! И вот к чему это приведет. Если вы будете стараться не думать о медведях, то они вскоре начнут вас преследовать. Таково странное свойство нашей памяти. Желая забыть что-то, мы концентрируем свое внимание. В результате чего запоминаем. Правда, некоторые впечатлительные люди действительно могут забыть все. Им этот прием не подойдет. Кроме того, надо учитывать, что, задавшись целью забыть, мы, скорее всего это и сделаем. Так как начнет действовать защитная реакция психики.'


3. Релаксация.

Если не удается быстро вспомнить что-либо, расслабьтесь. Постарайтесь ни о чем не думать. После этого обычно легко мысли восстанавливаются. Релаксация помогает практически всем.



Логический метод.


1. Поиск закономерностей.

Номер телефона 145-46-37 легче запомнить, если вы отметите, что цифры каждого звена в сумме составляют десять и располагаются «по старшинству». На этом примере видно нахождение закономерности.


2. Использование аналогий.

Найдите то, на что похож объект. Например, структуру атома часто сравнивают со строением солнечной системы.


3. Моделирование.

Прием хорош, если материал неупорядочен и содержит много разнородных сведений. Разрозненные факты соединяем с помощью логических связей в единую систему. Это и будет моделью для запоминания.


4. Доведение до логического конца (абсурда).

Если развивать мысль дальше, содержащуюся в материале. То, скорее всего, мы придем к вполне здравому выводу. А может быть к абсурду. В любом случае материал усвоить будет проще. Предположим, нам нужно запомнить свойства нового лекарства, которое способствует образованию костной ткани. Рассуждаем таким образом: а что, если принимать его во всевозрастающих дозах? И приходим к абсурдному выводу: мы будем состоять из одних костей.



Метод художественного оформления.


1. Картинное изображение материала.

Стараемся представить себе то, о чем идет речь. Зрительный образ, мысленно нарисованная картина помогут разобраться в сложном явлении и запомнить его путь.


2. Эмпатия.

Этот прием не менее удивителен. На этот раз сам человек перевоплощается в объект запоминания. Этот довольно экстравагантный прием используется не только для запоминания, но и для решения конструкторских, изобретательских задач.

А в заключении можно сказать следующее: не забывайте про улыбку. Вы уже знаете, что неприятное забывается обычно быстрее, чем радостное. Так не делайте заучивание скучным занятием! Ищите в материале что-то веселое, такое, чему можно улыбнуться.



Источник: http://chuvstvnet.ru
Категория: Саморазвитие | Добавил: AFANASII (07.12.2011) | Автор: Афанасий Кириллов
Просмотров: 2759 | Теги: метод, психолог, релаксация, Абсурд, пример, медицина, логический, память, психология, вывод   Понравилась статья - добавь в закладки!

| Рейтинг: 0.0/0

[01.07.2012] [Отношения]
Когда нужно разводиться... (0)
[01.07.2012] [Страх]
Если ребёнку снятся кошмары (0)
[01.07.2012] [Эмоции]
Общение как специфический вид деятельности (0)
[01.07.2012] [Саморазвитие]
Как заставить лень работать на себя (0)