Сладострастие, зависть,
доверчивость - губительные страсти.
Эзоп
Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше. Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.
Киприан Карфагенский, когда писал «О зависти и ревности», отметил, что завистливым людям «не радостна пища, и питьё не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то сердце, днём и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно».
И не смотря и на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор её не удалось изжить. Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Ещё Папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, «печаль», которая была четвёртой в списке, заменил «завистью». А в XIII веке Фома Аквинский использует последовательность, которая наиболее известна сегодня: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд, где интересующее нас чувство уже на втором месте.
Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, её можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Но в тоже время, Декарт называл зависть пороком, представляющим собой природную извращённость, заставляющую людей досадовать при виде блага, выпавшего на волю других. По мнению французского философа, данное чувство, как никакое другое, вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.
Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.
Франсуа де Ларошфуко
И действительно, зависть пробуждает в душах людей самые негативные чувства, похвастаться которыми может далеко не каждый. Ещё французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». Но не он один приписывал ей столько отрицательных черт. И для Бенедикта Спинозы зависть проистекает из великой ненависти, такой же, что вызывает гнев. И эти чувства, по его мнению, лишают нас пути к совершенству.
На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии пытались великие писатели донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.
В средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Так и зависть изображалась в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи, её считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей. Тогда же зависть начали связывать с ложью, призванную закрывать, как маской, истинные чувства человека.
По усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.
Герман фон Гельмгольц
Нельзя не вспомнить, что завидуют обычно тем благам, которыми хотят обладать сами, к чему имеются склонности. А уж демонстрировать это или нет – личное дело каждого.
Но главное, зависть может привести к деформации личности, что было замечено ещё много веков назад. Человек становится скрытным, тревожным, у него появляется чувство неполноценности. Хроническое течение зависти может вымотать организм до крайности не только в физическом, но и психологическом смысле. Но это касается, в первую очередь, «чёрной». Недаром в христианстве зависть относят к грехам, направленным против самого себя.
Ещё Иммануил Кант делил зависть на «чёрную» и просто недоброжелательность. Но другие исследователи этого явления выделяют ещё и восхищённую, или «белую», зависть. И если в первом случае завидующий стремится лишить блага другого, то в «белом» варианте враждебных чувств к обладателю желаемым не наблюдается. Скорее всего, именно такой вариант зависти и может привести к соревнованию для достижения цели.
Петер Куттер предлагает воспользоваться идеями Гёте и постараться самостоятельно получить желаемое, необходимо сформировать чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. «Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть», - пишет психоаналитик.
А можно принять к сведению совет немецкого философа:
Ты зависть не заставишь примириться,
Так можешь всласть над нею поглумиться.
Успех твой отравляет ей житьё,
Потешься же над муками её.
Артур Шопенгауэр
|